Статьи

Ускорение для АЭС

К.т.н. Валерий ДОРФ, к.т.н. Ростислав КРАСНОВСКИЙ, АО «Институт «Оргэнергострой»

 

Перед атомной энергетикой России поставлена задача резкого ускорения строительства АЭС с достижением сроков сооружения и ввода в эксплуатацию энергоблоков за 35‑45 месяцев. 

Опыт строительства АЭС ВВЭР-1000 в СССР показывает, что наиболее высокие темпы ввода энергоблоков достигались при поточной организации строительства на наиболее крупных многоблочных АЭС (Запорожской и Балаковской), где срок строительства энергоблоков удалось сократить до 50‑60 месяцев. В дальнейшем в России пошли по пути копирования европейских подходов при одновременном снижении культуры и организации производства. Произошел отказ от индустриальных методов строительства АЭС, что привело к увеличению сроков строительства в полтора-два раза. В то же время энергетики Японии и США, явно учтя опыт строительства АЭС в СССР, развили направление индустриализации и механизации строительства и достигли снижения сроков до 35‑45 месяцев. 



Экономический эффект ускорения строительства определяется, прежде всего, стоимостью электроэнергии, выработанной при досрочном пуске АЭС, причем этот эффект намного перекрывает затраты, необходимые для ускорения строительства. 

Ускорение строительства АЭС возможно за счет комплексного решения следующих проблем: 

• разработки принципа оптимального размещения АЭС с отказом от слепого выбора только по критерию минимальной стоимости строительства; 
• разработки комплексной блочно-поточной технологии строительства АЭС; 
• принятия проектных решений, обеспечивающих ведение работ блочно-поточным методом; 
• разработки проекта монтажа тяжелого оборудования и трубопроводов в процессе монтажа строительных конструкций; 
• применения современных материалов, технологий и строительно-монтажного оборудования. 



Как строить

Размещение вновь строящихся и реконструируемых АЭС должно исходить из следующих принципов: АЭС строятся группами, связанными общими транспортными путями (преимущественно должны использоваться возможности водного транспорта); строительство группы АЭС осуществляется индустриальным методом с централизованными строительно-монтажными базами изготовления и предварительного монтажа строительных конструкций. 

В качестве примера может быть рассмотрен каскад АЭС, связанных транспортной системой Волги, включающий недостроенные блоки уже действующих АЭС. Эта группа АЭС совместно с ГЭС может обеспечить электроэнергией регион от Урала до западной части России. 

Аналогичные группы АЭС могут быть расположены у побережья Балтийского моря и по рекам Сибири. 

С целью обеспечения максимально возможной скорости ведения работ должна применяться комплексная блочно-поточная технология строительства АЭС, разработанная под эту группу. Комплексно-поточная технология строительства достаточно хорошо отработана в Советском Союзе и в настоящее время широко применяется домостроительными комбинатами, имеющими самую высокую скорость сдачи строительных объектов. 

С учетом возможности применения современных материалов, в том числе фибробетона, можно прибегнуть к индустриальному изготовлению относительно легких армоблоков с несъемной опалубкой. Блочно-поточная технология, включающая индустриальное изготовление армоблоков с последующим их монтажом на объекте, позволяет в 1,5‑2 раза сократить темпы выполнения строительно-монтажных работ, то есть дает возможность возведения блока АЭС за 3‑4 года; повысить качество работ и готовых объектов строительства; координировать взаимодействие всех участвующих в строительстве организаций; обеспечить требуемую экономичность строительства. 

Суть блочно-поточной технологии в том, что на каждом этапе после окончания одного вида работ на отдельном участке (блоке) через минимальный технологически допустимый промежуток должны быть начаты работы, которые могут вестись параллельно. 

Кроме того, подобный подход к строительству АЭС предусматривает, что организации, выполняющие отдельные виды строительно-монтажных работ, по мере их завершения на одном энергоблоке АЭС перемещают свой персонал и оборудование на следующий энергоблок или даже на другую АЭС. При этом, помимо решения организационно-технических проблем, решается вопрос сохранности квалифицированных кадров. Именно на этом пути в СССР были достигнуты наибольшие успехи строительства каскадов ГЭС на Волге, Енисее. 



Требования к проектировщикам

Проектировщики должны обеспечить реализацию скоростного блочно-поточного метода строительства АЭС за счет следующих мероприятий: 

• разбивки зданий и сооружений на блоки, определяемые, например, отметками или технологическими участками, которые можно завершать строительством и монтажом оборудования на ранних этапах до окончания всех строительно-монтажных работ; 
• разработки технологий и применения материалов и конструктивных элементов, позволяющих вести поточное строительство блоками; 
• ведения всех необходимых документов и записей, как минимум, предусмотренных ГОСТ Р ИСО 9001‑2008 и соответствующими программами обеспечения качества на всех этапах проектирования. 

С целью ускорения строительства АЭС следует: 

• разработать технологичный с точки зрения строительства новый типовой проект АЭС; наличие сегодня трех плохо скоординированных по строительной части проектов (НВАЭС-2, ЛАЭС-2, АЭС «Белене») объяснимо, но с точки зрения ускорения строительства совершенно недопустимо; 
• разработать типовые проекты специализированных (региональных) строительно-монтажных баз и строительно-монтажных баз на площадках АЭС; 
• уделить особое внимание разработке типовых проектов организации строительства, организации строительно-монтажных работ и типовых технологических карт выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ. 

Новый типовой проект АЭС должен предусматривать: 

• максимально полную типизацию всех объектов и узлов АЭС, независимо от площадки строительства, вплоть до типового решения фундаментов для близких по гидрогеологической структуре оснований; 
• конструктивные решения, позволяющие реализовать индустриальный метод строительства с изготовлением и / или предварительной сборкой элементов конструкций и оборудования на специализированных строительно-монтажных базах, а затем укрупнением на строительно-монтажных базах площадок АЭС; 
• возможность максимально полного завершения строительно-монтажных работ, включая монтаж оборудования на каждой отметке (поясе) перед переносом строительно-монтажных работ на следующую отметку. 

Проекты АЭС, уже разработанные в расчете на монолитный метод возведения железобетонных конструкций, должны быть адаптированы к методу возведения с использованием индустриально изготовленных армоблоков без серьезных изменений проектных решений в части рабочей арматуры. 

Особенности процесса

Должны быть созданы специализированные строительно-монтажные базы для изготовления близких по технологии изготовления и монтажу типов изделий, например армоблоков для железобетонных конструкций. Такие базы должны располагать испытательными лабораториями. 

Для исключения потерь времени на исправления брака строительные организации должны иметь эффективно действующую систему обеспечения качества, которая должна позволять: 

• выявлять несоответствия на самых первых этапах выполнения любых видов работ; 
• не допускать использования несоответствующей продукции; 
• обеспечивать сбор информации о несоответствующей (забракованной) продукции (работах); 
• анализировать информацию о причинах появления несоответствующей продукции; 
• разрабатывать корректирующие мероприятия. 

Важно, чтобы на верхних этажах управления атомной отраслью действовала эффективная служба контроля качества, которая анализирует представленные ей результаты контроля качества выполнения работ всеми участниками строительства; осуществляет выборочный инспекционный контроль работы; принимает решения об устранении выявленных несоответствий, носящих системный характер; оценивает результативность выполнения принятых решений. 

Еще одна предпосылка ускорения строительства АЭС – выбор и применение современных материалов и технологий, обеспечивающих скоростное строительство при соблюдении высокого качества работ. Этот выбор следует проводить не в ходе строительства, когда для этого уже нет времени, а на проектной и предпроектной стадиях. 

Пример такого решения – переход на безвибрационную укладку бетона в густоармированные конструкции. При наличии 4‑6 слоев арматуры вибратор становится уже неприменим, нужны самоуплотняющиеся литые составы. Но к выбору этих составов и материалов для них надо подходить очень внимательно, обязательно тщательно анализируя имеющийся опыт их применения. Нарушение данного правила приводит, как это уже бывало на практике, к образованию в ответственных конструкциях недопустимых каверн, требующих ремонта и вместо ускорения тормозящих дальнейшие строительные работы. 

Чтобы исключить подобные негативные явления, важно активно задействовать строительные лаборатории генподрядных строительно-монтажных организаций. Эти лаборатории должны быть хорошо оборудованы и укомплектованы высококвалифицированными кадрами.